среда, 11 июня 2014 г.

Девушки пилоты у борта C-106 на аэродроме Клецаны

Девушки пилоты у борта C-106 на аэродроме Клецаны 
Одна из девушек на фото - Станислава Войтикова....

Женщина-лётчица Станислава Войтикова


Станислава Войтикова - одна из тех счастливых женщин, которым выпало управлять военным самолётом. За свою лётную карьеру она имеет тысячи часов налёта, часть из которых за штурвалом реактивного Aero L-29.

Подполковник в отставке Станислава Войцикова (Славка Янку) родилась в 1933году в Dačic, где также закончила начальную школу. После её семья переехала в Славониц.
В 1950 г. она поступает в ВВС министерство обороны приписывает её к наземным службам. А учитывая её успехи ей присваивают звание сержанта. Но она не захотела оставаться на административной работе, вовсе не о ней она мечтала, а подала заявление для перевода в ВВС.  Удача была на её стороне, и её приняли в учебный центр ВВС в Жамберке. После проведения психологических тестов и самой строгой медицинской комиссии Станислава была допущена до продолжения лётного обучения.
С конца ноября началась её подготовка в Словацком Дольном Кубине. Курсаньы обучались множеству предметов начиная от устройства самолётов и техники пилотирования, заканчивая тактикой ведения боя. В конце апреля, после сдачи экзаменов, наконец, настал долгожданный момент - переезд на аэродром  Штиховице, где располагалась лётная школа.

Здесь она окончила курс лётной подготовки на самолётах C-106 и была направлена на аэродром Клецаны в Праге. Спустя год ей было присвоено звание лейтенанта. В Клецанах она выполняла задачи по перевозке пассажиров, поддержки сухопутных войск, хим. разведки и проч. Её первым самолетом был K-65 "Аист", после которого она пересела на K-60 "Бригадир". Кроме того в Клецанах ей довелось пилотировать и другие типы самолётов: C-5, C-5 (Биплан) и, позже, двухмоторный Aero K-75.
Впоследствии стало традицией, что на авиашоу её самолёт был знаменосцем. Лётчики, пилотировавшие большие самолёты иногда посмеивались над ней, и не могли понять, что летать на малых самолётах не менее сложно, чем на больших, где пилоту помогает управлять автоматика. В этом полку Войтикова служила в разных должностях и летала на разных типах воздушных судов, вплоть до его расформирования в 1962 году. Впоследствии она работала в качестве связующего пилота при начальнике штаба по боевой подготовке в полку в в Южной Богемии.
В связи с замужеством (её муж был тоже пилотом) она попросила перевод в Прагу. Здесь ей пришлось снова заняться административной работой при штабе ВВС и ПВО. И так совпало, что она вошла в состав делегации, сопровождающей советскую лётчицу Марину Попович, единственной женщиной, управляющей реактивным самолётом, которой принадлежал рекорд полёта по замкнутому маршруту на реактивном L-29 "Дельфин". Именно Марина Попович смогла убедить тогдашнего министра обороны, генерала Ломе на переподготовку Станиславы Войтиковой на реактивный L-29. Это сотрудничество дало социалистическому лагерю еще несколько строк в книге рекордов полётов на реактивной технике.
Станислава Войтикова продолжила своё дальнейшее обучение в Кошице и Прешове, которое закончила в 1964 году. Но, к сожалению, она серьёзно заболела гриппом. Это был критический момент. Борьба с болезнью затянулась на 3 года. К сожалению, Станислава была отстранена от полётов. До 1 ноября 1989 она еще служила в Генеральном штабе откуда ушла в отставку в звании полковника.


Комментариев нет:

Отправить комментарий