воскресенье, 11 января 2015 г.

Мифы и легенды советского велоспорта: Юрий Петрович Самойлов.

Утащил из FixedgearMoscow

 Мифы и легенды советского велоспорта: Юрий Петрович Самойлов. (Часть I: Интервью)

sam_art_001
Юрий Петрович Самойлов — спортсмен, веломеханик, рамостроитель и без сомнения легенда советского, да и российского велоспорта. Но попробуйте набрать это имя в окошке любого поисковика и что вы найдете — мифы! Пару баек, много домыслов и никакой ценной информации об этом человеке, и это при том, что Самойлов посвятил более чем 50 лет своей жизни велоспорту. Многие даже не знают, жив ли он еще. А Юрий Петрович тем временем очень даже жив и здоров, находится в светлом уме и ясной памяти, может многое рассказать про велоспорт, свою работу веломеханика и веломастера.


Тем не менее, история интервью которое вы прочтёте далее, достаточно сложная.
Ведь нам удалось встретиться с этим человеком еще в середине лета 2011 года. Впервые мы ехали к нему пообщаться по поводу рамостроения и инструментария. И конечно же троим из пяти, посетившим его в тот первый раз людей, не терпелось проинтервьюировать мастера. Но человек предполагает, а Юрий Петрович, услышав об интервью, сказал как отрезал: «Нет ребята, давайте по делу, без интервью. Я старый, устаю быстро, не надо интервью». Не лишним будет сказать, что после первой нашей поездки мы с Юрием Петровичем нашли общий язык и подружились, после чего стали часто его навещать. Он нашёл в нас достойных преемников своего опыта, а мы в нём отличного учителя. Об интервью уже никто даже не заикался, но я всё равно не оставил желания проинтервьюировать великого рамостроителя, и в голове моей потихоньку собирались вопросы, которые так или иначе висели в воздухе.

Тем временем нам довелось познакомиться с удивительным фотоархивом Самойлова, услышать множество рассказов о спортивном прошлом и узнать об истории его жизни. В соответствии с этой информацией требовалось подобрать вопросы, которые хоть немного раскрыли бы жизненные вехи мастера. И вот, в один из холодных осенних дней мы снова поехали к Юрию Петровичу, но не с пустыми руками, а с рамой, собранной при его активной поддержке. Раму он оценил, напоил нас чаем, а когда мы уже собирались уезжать, вдруг неожиданно спросил: «А что ребята, пишут ли обо мне в интернете?!». И тут нас как прорвало, мы рассказали о том, что никакой достоверной информации о нём найти почти невозможно и скрепя сердцем, снова попросили дать нам интервью. Самойлов согласился. Мы договорились встретиться ровно через неделю. После этого всю неделю я в панике заряжал диктофоны, собирал вопросник из тысячи вопросов которые проскакивали в интернете, крутились в голове, ну и опять же висели в воздухе. Также я готовил фотографии и информацию, чтобы хоть как то объяснить Юрию Петровичу чем мы занимаемся и как теперь используются его рамы. И вот через неделю это случилось, мы приехали, я включил аж два диктофона для перестраховки и мы расспросили мастера обо всём что нас интересовало. А после интервью Юрий Петрович поделился с нами фотографиями из своего архива, для того чтобы мы смогли оформить эту статью. Переходим к сути.

sam_art_002
  Юрий Петрович расскажите пожалуйста как вы заинтересовались велоспортом и какими еще видами спорта занимались?
В юности, в 48-ом году, в Тимирязевском районе Москвы происходили спортивные соревнования — раздельные старты. У меня тогда был трофейный немецкий велосипед Wanderer, односкоростной, дорожный. Я на нём принимал участие в этих соревнованиях и победил, заняв первое место. Меня заметили тренеры и направили на обучение в спортшколу. Это была детская спортивная школа «Крылья советов», находилась она около станции метро Белорусская, во «Дворце Советов».
Как только я пришел туда, я сразу же приступил к активным тренировкам. Занимался легкой атлетикой, «крутил» на велостанках, в общем готовился к предстоящим соревнованиям.
Первая моя большая гонка состоялась в 53 году. Трасса гонки шла из Москвы через Харьков и Киев в Минск. Меня с моим напарником по команде Виктором Щербаковым не хотели допускать, объясняя это тем что нам ещё нет 18-ти лет и гонка для нас будет слишком сложной. Но мы все-таки уговорили нашего тренера, собрали медицинские справки, подтверждающие нашу хорошую спортивную форму и нас допустили. Гонка на самом деле оказалась очень сложной, 200-250 километровые этапы, много подъёмов, жара. Но мы прошли трассу целиком и на велосипедах вернулись в Москву. В паспорте гонки было прописано время прохождения каждого этапа и занятое место, и я конечно же оставил его себе как свой первый трофей.
sam_art_003
После 18-ти я пошёл служить в армию в Подмосковье, а точнее в Гороховецкие лагеря. Там я не прекратил заниматься спортом, более того зимой я начал выступать за армейскую команду «Крылья Советов» по конькобежному спорту, участвовал в состязаниях. Во время моей службы мне очень помог спортсмен из нашей сборной Александр Кулибин, он собрал мне Харьковский велосипед и привёз его в часть, с его помощью я смог летом продолжать тренировки.

   Юрий Петрович вы долго были механиком сборной, участвовали более чем в 20 мировых чемпионатах, как начиналась ваша карьера механика?
В дни нашей молодости на харьковских велосипедах было всего три скорости. У меня был друг спортсмен Виктор Щербаков, так вот с ним мы начали делать переключатели. Мы ставили на заднюю втулку дополнительную шестерёнку, на трещотку вместо контргайки, таким образом, получалось уже 4 скорости вместо трёх. Потом научились делать две ведущие звезды вместо одной и получать 8 скоростей на велосипеде. Так понемногу мы совершенствовали велосипеды и заодно обучались веломеханике.
sam_art_004
Моим первым тренером был Шелешнев Леонид Михайлович. Выдающийся спортсмен, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР. Ему на тот момент доверили сборную команду страны, он стал ее главным тренером и зная о моих способностях, взял меня работать механиком. С этого и началась моя профессиональная карьера. Произошло это в 62 году. Я ездил с командой на все чемпионаты. Собирал велосипеды таким выдающимся шоссейным гонщикам как : Виктор Капитонов, Александр Кулибин, Гайнан Сайдхуджин, Анатолий Олизаренко.
sam_art_005

   Юрий Петрович, а в каком году вы занялись рамостроением и помните ли как сделали свою первую раму?
Первую свою раму я создал в 72 году. Сделал я её после олимпиады в Мюнхене. Это правда был не «боевой» велосипед, а тренировочный, и делал я его для Николая Горелова.

   Где вы обучались рамостроению?
Нигде, сам всё изучал.
sam_art_006

   Обменивались ли вы опытом с советскими или иностранными мастерами?
Советских мастеров как таковых в то время не было. Я работал в технической комиссии сборной, мы ездили на ХВЗ и проверяли качество велосипедов, а также составляли дефектные ведомости. Смотрели какие недостатки надо устранить и как можно улучшить процесс изготовления рам. Каждый год находили некоторое количество дефектов и пытались их исправить. Со временем накапливался опыт.
С иностранными мастерами тоже общался, часто бывал на заводе Colnago в Италии, лично знал Адама из RIH-sport. Беседуя с европейскими рамостроителями, интересовался технологией изготовления, тем как они создают рамы. Для меня было удивительно то, что у нас такая большая страна, огромный ресурс, есть хорошие трубы, хромонсиливые например, и мы всё равно не можем делать качественные рамы. Я решил использовать накопленный опыт и заниматься этим сам. Начал возить профессиональные материалы, смотрел как паяют иностранные мастера, как поставлен процесс изготовления. Хотя если честно мастера не очень любили делиться опытом. Многому приходилось учиться на собственном опыте.
sam_art_007

   Участвовали ли спортсмены в разработке рам и как для них производились опытные образцы?
Участвовали конечно, рамы делали специально под отдельно взятых спортсменов. По нашим советским рамам было много нареканий, Харьковский завод старался как то себя оправдать, поэтому они делали рамы «Спецзаказ» для профессиональных гонщиков, например под Николая Горелова, под Александра Кулибина. Но те на них почти не ездили. Получали велосипеды и использовали их как тренировочные в плохую погоду. Во время соревнований на них не выступали. В шоссейных гонках в то время выступали на рамах Cinelli итальянских и французских C’n’C, мосье Флетчер такой был, вот он их изготавливал. На треке выступали также на Cinelli, Colnago и RIH sport.
sam_art_008

   Юрий Петрович, такая курьезная история существует, о вас и Эрнесто Кольнаго, про то что однажды он якобы спутал вашу раму без деколей со своей, подумав что она была произведена на его заводе. Расскажите пожалуйста как на самом деле всё было?
Немножко не так всё было, история такая. Проходил чемпионат мира в Австрии, по-моему 85 год шёл, в то время на велосипедах которые я делал уже выступали гонщики. За некоторое время до начала чемпионата мы приехали на сборы в Бергамо и узнали что Кольнаго внезапно разорвал контракт с нашей командой на поставку велосипедов. Это произошло из за каких-то финансовых проблем. Капитонов попросил меня изготовить рамы «рогатки» так называемые, для раздельных стартов. Я до этого делал похожие рамы, ребята уже на них ездили, так что некоторый опыт у меня был. Времени оставалось мало и я очень быстро приступил к работе, за месяц мне надо было сделать 4 рабочих и 4 запасных рамы. Привлек знакомых фрезеровщиков , мне сделали специальные короны вилок, 8 штук. Рассчитываться кстати пришлось своими деньгами, государство денег на это не давало.
Рамы я сделал, уложившись в месяц. Команда начала тренироваться, надо же было их испытать до чемпионата мира. Многие прогнозировали что рамы развалятся и не выдержат гонку. Критиковали конструкцию рам, пайку и прочее. И вот мы приехали на чемпионат, команда стартует — я очень волновался в тот момент, у меня в голове была только одна мысль «Лишь бы ничего не случилось!». И вот команда проезжает гонку, приходит первой и выигрывает чемпионат мира!!! На велосипедах не было никакой надписи и никаких маркировок, после финиша к ребятам подбегает сам Эрнесто Кольнаго, поздравляет всех с победой, жмет руки, потом подходит ко мне и спрашивает: «Юрий, а почему ты не наклеил наклейки Colnago на свои рамы?!» На что я ему резонно ответил: «Почему не наклеил?! Потому что если бы я их наклеил и наша команда проиграла, ты бы подал на меня в суд».
После этого чемпионата, мы начали вести с Эрнесто переговоры о том чтобы у нас, в Москве создать филиал фирмы Кольнаго. Построить мастерскую, открыть магазины. Договорились что Colnago отправят нам свое оборудование которое стояло у них на фабрике, оно было старое, но очень хорошее. Мы нашли отличное помещение на заводе «Спортзнак» в Перерве, но пока все эти переговоры происходили, у нас начался дефолт, Эрнесто «сдал назад» и у нас ничего не получилось к сожалению.
sam_art_009
   Юрий Петрович вы рассказывали о том что вас награждали, какие медали у вас были?!
Награждали, было 2 медали за доблестный труд.

   Юрий Петрович, а ведь у вас в активе есть еще одна победа, по-моему на Сеульской олимпиаде, Александр Кириченко выиграл спринт на вашей раме?
Нет, это было на чемпионате мира в Токио, на моей раме Кириченко первым проехал километр с места и получил «золото». Велосипед кстати был сделан из труб Columbus Max.
Меня наградили тогда денежной премией в 800 долларов, начальник раздухарился, вытаскивает из кармана деньги, дает мне и говорит: «Это тебе!» Я говорю: «За что?» А он отвечает: «За чемпионат мира, молодец!!».
sam_art_010

   Юрий Петрович расскажите как вы создали собственную мастерскую, сколько человек там работало и как были распределены обязанности?
Я старался собрать команду профессионалов, если человек отлично разбирался в отдельном процессе, в малярке допустим или пескоструйке, я брал его на работу.
У меня в мастерской работало 15 человек: бухгалтеры, фрезеровщики, токари, маляры.

   А как происходил процесс заказа рамы?
Я полностью обмерял человека, мы договаривались о том из каких труб будет сделана рама, ну например из какой то модели «Коламбуса». Потом я чертил чертёж и начинал работать.
   Как разрабатывались деколи? Почему на рамах встречались деколи с разным написанием вашей фамилии на английском?
Ну это целая история, мы впервые создали предприятие по производству рам, я числился на ставке в «Спортцентре» в Тушино, там же находилась мастерская. Потом что-то произошло, центр стали реформировать и нам пришлось оттуда уехать. В следствии чего мы остались без патронажа «Спортцентра» и лишились нашего первого торгового знака «РУСЬ». Нехорошая история вышла.
Мы переехали на Нагорную, решили начать всё заново.
У меня в то время был приятель из Эстонии, Эдик Мирский, заведующий кафедрой спорта в Таллинском университете. Он как-то заехал ко мне, я сидел весь грустный и подавленный. Объяснил ему ситуацию, рассказал что не знаю как поступить с новым товарным знаком и где изготавливать деколи. На что он мне ответил: «Не проблема, у нас в Таллине стоят отличные финские печатные машины, на них можно напечатать любые наклейки». И вот по моей просьбе он создал и напечатал мне деколи «SAMOYLOV”, после чего привёз их мне в Москву. С ними я поехал в «Роспатент» который тогда находился в районе Киевского вокзала, и зарегистрировал новый товарный знак. Эдик мне потом сказал: «Это правильное решение, капиталисты же не дураки, свою фамилию используют, на неё никто не позарится!». Так появился логотип «Samoylov». Позже другой человек занимался деколями и в следствии ошибки появился логотип и деколи «Samoilov».

   С покраской и цветовой палитрой как обстояли дела?
С покраской дела обстояли так. Я сам создал на предприятии камеру-сушилку, серьезная камера была, герметичная, поддерживающая температуру сушки до 90 градусов. Краску я получал от самой «бабушки Тиккурилы», мы с ней познакомились в Европе. Это была такая пожилая старушка, она кстати говорила по-русски, но плохо. Я показал ей свои рамы и спросил, может ли она помочь мне с покраской. Она окинула их профессиональным взглядом и сказала «Хорошо, я тебе всё пришлю, будете брать краску только у меня!». Через некоторое время мне пришла краска, 8 маленьких 3х литровых ведёрок разных цветов в качестве образцов, я начал красить ими рамы.     После этого я пользовался только краской от Тиккурилы.
sam_art_011
   Сколько примерно вы сделали рам за свою карьеру, Юрий Петрович?
В год я делал примерно 700-800 рам, и трековых и шоссейных. Шоссейных конечно больше было. Большинство трековых рам я изготавливал для юниоров, юношей и девушек. А для профессиональных спортсменов трековых рам изготавливалось меньше всего, всё-таки на треке рамы не так изнашивались и намного реже ломались чем на шоссе.
Наступило время заканчивать интервью, и я задал последний вопрос, перед которым немного рассказал про историю фиксированной передачи и показал фотографии нескольких велосипедов, собранных в наше время на рамах “Samoylov”.
   Юрий Петрович, вот сейчас в наше время трековые велосипеды вышли на улицы городов, причём сталь и в частности ваши рамы очень ценятся. Молодёжь ездит по городу, устраивает соревнования. Что вы об этом думаете?
«Что я думаю?» — переспросил Юрий Петрович задумчиво, потом помолчал немного, поднял глаза и улыбнувшись сказал: «Самое главное что им это нравится, остальное всё неважно!»


Когда мы впервые ехали к Самойлову, мы почти ничего о нём не знали. Он был для нас «надписью на рамах», человеком с тяжёлым характером по рассказам очевидцев, но не мастером с большой буквы. И при первой же встрече все эти представления стали развеиваться с космической скоростью.
Во время рассказа Юрия Петровича о своей работе, о сложностях с которыми ему пришлось столкнуться в качестве веломеханика и рамостроителя, в его глазах загорался огонь, лицо просветлялось и становился виден тот самый человек, для которого велоспорт и рамостроение были и остаются делом всей жизни. Эта мощь заражает, появляется желание узнать больше об истории велоспорта, гонках, о рамостроении. Особенно хочется чтобы все истории связанные с мастером не забылись, не стёрлись в памяти и, хуже того, не превратились в гротескные мифы о том что «был такой человек, но вот был ли он мастером…»
Поэтому в написании статьи я не ограничился интервью. Нашлась книга тренера Юрия Петровича — Леонида Михайловича Шелешнева «Большие Гонки», с помощью которой стало возможным найти биографии спортсменов. Фамилии Капитонов, Сайдхуджин, Олизаренко и другие перестали быть пустым звуком, а стали именами героев прошлого. За всё это надо сказать огромное спасибо Юрию Петровичу. Хочется надеяться что эта статья напомнит о Самойлове тем кто знает о его заслугах, а тем кто не знаком с именем великого веломастера, расскажет о нём и развеет большинство мифов, связанных с этим человеком.
Текст: Лапин Кирилл (antimatter)

Комментариев нет:

Отправить комментарий