взято из http://bagira.guru/nauka-tekhnika/samyj-pervyj-v-vozdukhe.html
Имя этого немецкого авиатора-первопроходца долгое время было незаслуженно забыто. Речь идёт о Густаве Вайскопфе, более известном историкам авиации под фамилией Уайтхед.
Самый первый в воздухе
Журнал: Загадки истории, 2013 год
Рубрика: Гениальные изобретатели
Автор: Анатолий Буровцев, Константин Ришес
Рубрика: Гениальные изобретатели
Автор: Анатолий Буровцев, Константин Ришес
Густав Альбин Вайскопф родился в первый день нового, 1874 года в баварском городке Лёйтерсхаузен. В 13 лет от роду он остался сиротой и понял, что теперь ничего не остаётся, кроме как самому устраивать свою жизнь. Выучившись на механика, 14-летний Густав отправился в Гамбург, где был принят юнгой в экипажнебольшого парусника. Прослужив там около года, Густав перебрался к родственникам в Бразилию. Но ещё в пору его баварской юности у Густава проявился интерес ко всему летающему. Он строил воздушных змеев, наблюдал за полётами птиц, изучал направления ветров…
Создатель паролёта
В Бразилии это юношеское увлечение только окрепло. А потом переросло в убеждённость, что полёты должны стать целью его жизни. По возвращении в Германию, в 1893-1894 годах Густав встретился с уже широко известным «королём планеризма» Отто Лилиенталем. Он ознакомился с его планерами, нередко обсуждал проблемы, связанные с полётами.
Не найдя себе работы на родине, Вайскопф в 1895 году эмигрировал в США, где сразу же стал искать любые возможности заняться любимым делом — планеризмом. Через пару лет Вайскопфа приняли в Бостонский клуб аэронавтики. Здесь он (уже под именем Уайтхед) построил свои первые планеры (в конструкциях которых легко угадывалось влияние Лилиенталя) и совершил первые полёты. Правда, пока лишь на короткие дистанции. Это не в последнюю очередь объяснялось солидными габаритами и весом пилота. Именно это обстоятельство навело его на мысль оснастить планер мотором.
Густаву повезло: как раз в это время его нанял один нью-йоркский промышленник для постройки летающих моделей, планеров и моторов к ним. В 1899 году Уайтхед установил на свой планер первый небольшой маломощный паровой двигатель. В 1934 году некий Луи Дарварич, бывший в своё время помощником Уайтхеда, рассказывал, что в мае 1899 года в Питтсбурге они с Уайтхедом взлетели на этой удивительной конструкции! При этом роль Луи заключалась в поддержании огня в топке котла. Полёт проходил на высоте 6-8 метров, был непродолжительным и завершился тем, что они врезались в трёхэтажное здание, вызвав в нём пожар. Рассказчик получил серьёзные ожоги и лежал в больнице. Нашёлся даже пожарный Мартин Девэйн, который подтвердил, что участвовал в тушении пожара дома, после того как «нечто врезалось в него».
Не найдя себе работы на родине, Вайскопф в 1895 году эмигрировал в США, где сразу же стал искать любые возможности заняться любимым делом — планеризмом. Через пару лет Вайскопфа приняли в Бостонский клуб аэронавтики. Здесь он (уже под именем Уайтхед) построил свои первые планеры (в конструкциях которых легко угадывалось влияние Лилиенталя) и совершил первые полёты. Правда, пока лишь на короткие дистанции. Это не в последнюю очередь объяснялось солидными габаритами и весом пилота. Именно это обстоятельство навело его на мысль оснастить планер мотором.
Густаву повезло: как раз в это время его нанял один нью-йоркский промышленник для постройки летающих моделей, планеров и моторов к ним. В 1899 году Уайтхед установил на свой планер первый небольшой маломощный паровой двигатель. В 1934 году некий Луи Дарварич, бывший в своё время помощником Уайтхеда, рассказывал, что в мае 1899 года в Питтсбурге они с Уайтхедом взлетели на этой удивительной конструкции! При этом роль Луи заключалась в поддержании огня в топке котла. Полёт проходил на высоте 6-8 метров, был непродолжительным и завершился тем, что они врезались в трёхэтажное здание, вызвав в нём пожар. Рассказчик получил серьёзные ожоги и лежал в больнице. Нашёлся даже пожарный Мартин Девэйн, который подтвердил, что участвовал в тушении пожара дома, после того как «нечто врезалось в него».
Покорение высоты
Затем Густав взялся за двигатели внутреннего сгорания. Освоив их, он построил чрезвычайно лёгкий планер (в основном из бамбука) и установил на нём свой 20-сильный мотор. Именно на нём был совершён первый официальный полёт 14 августа 1901 года. Тем самым Уайтхед более чем на два года опередил братьев Орвилла и Уилбера Райт. Произошло это неподалёку от городишка Фэрфилд в штате Коннектикут.
Присутствовавший при этом историческом событии Дик Хауэлл, спортивный репортёр газеты «Бриджпорт Геральд», подтвердил факт полёта и представил свои зарисовки аппарата в воздухе. К сожалению, фотографий сделано не было. Хауэлл рассказал, что для взлёта не использовались ни внешние приспособления (типа катапульты), ни уклон местности, ни встречный ветер.
Вторую свою машину Уайтхед сделал летающей лодкой. Бамбук был заменён алюминием, а 20-сильный двигатель — 40-сильным. На этом самолёте Густав 17 января 1902 года совершил полёт над проливом Лонг-Айленд, преодолев почти три километра на высоте порядка 60 метров! В этом же полёте он успешно проверил возможность маневрирования в горизонтальной плоскости, описав полный круг и приводнившись у берега, где его ожидали помощники и многочисленные зрители.
Дальнейшая деятельность Вайскопфа-Уайтхеда изрядно обросла легендами. Дискуссии о том, действительно ли он был первым человеком в воздухе, продолжались до самого недавнего времени. Но нашлись документы и ещё живые свидетели, подтвердившие, что 14 августа 1901 года Густав Уайтхед действительно совершил первый в истории управляемый полёт на аппарате тяжелее воздуха с мотором.
Вплоть до своей кончины в 1927 году Вайскопф-Уайтхед успешно занимался проектированием и постройкой планеров,самолётов и двигателей для них. Он не очень заботился о коммерческой стороне и рекламе своей деятельности, поэтому известность пришла к нему лишь посмертно.
Присутствовавший при этом историческом событии Дик Хауэлл, спортивный репортёр газеты «Бриджпорт Геральд», подтвердил факт полёта и представил свои зарисовки аппарата в воздухе. К сожалению, фотографий сделано не было. Хауэлл рассказал, что для взлёта не использовались ни внешние приспособления (типа катапульты), ни уклон местности, ни встречный ветер.
Вторую свою машину Уайтхед сделал летающей лодкой. Бамбук был заменён алюминием, а 20-сильный двигатель — 40-сильным. На этом самолёте Густав 17 января 1902 года совершил полёт над проливом Лонг-Айленд, преодолев почти три километра на высоте порядка 60 метров! В этом же полёте он успешно проверил возможность маневрирования в горизонтальной плоскости, описав полный круг и приводнившись у берега, где его ожидали помощники и многочисленные зрители.
Дальнейшая деятельность Вайскопфа-Уайтхеда изрядно обросла легендами. Дискуссии о том, действительно ли он был первым человеком в воздухе, продолжались до самого недавнего времени. Но нашлись документы и ещё живые свидетели, подтвердившие, что 14 августа 1901 года Густав Уайтхед действительно совершил первый в истории управляемый полёт на аппарате тяжелее воздуха с мотором.
Вплоть до своей кончины в 1927 году Вайскопф-Уайтхед успешно занимался проектированием и постройкой планеров,самолётов и двигателей для них. Он не очень заботился о коммерческой стороне и рекламе своей деятельности, поэтому известность пришла к нему лишь посмертно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий