ОДЕССКИЙ ВЕЛОТРЕК |
Подойдя
к дому заслуженного тренера страны
по велоспорту А.А. Диденко, я подумала,
что ему было бы достаточно сказать
мне только название улицы, а дом я
нашла бы и сама – благодаря прикрепленному,
судя по всему, далеко не вчера,
металлическому олимпийскому мишке
на воротах арки. От Анатолия Алексеевича
я хотела как можно больше узнать об
Одесском велотреке, который когда-то
находился почти в самом центре города –
там, где сегодня Театр музыкальной
комедии. На нем воспитывались великие
гонщики, на нем формировались
велосипедные интересы, на нем царил
спортивный дух. Это была своего рода
традиция, которая не уступала хоккею
или футболу. Но вот пришел 1968 год – и
все пошло прахом…
|
– Анатолий Алексеевич, каким был наш велотрек?
–
Такого
больше нигде не было! Одесский велотрек
был уникальный, – вспоминает не столько
с гордостью, сколько с горечью Диденко.
–
Его
виражи были очень короткие, но не крутые.
Те гонщики, которые никогда не тренировались
на нашем треке, зачастую не могли
справиться с управлением, сильно
разгонялись и уходили наверх. Одесситы
хорошо просекли эту особенность трассы
и, когда шла гонка, старались пропускать
вперед иногородних гонщиков, а сами
проходили низом, то есть коротким путем.
Я также был в числе «знающих» и однажды
выиграл таким способом первенство
Укрсовета. Одесситы – прирожденные
гонщики… На самом деле это был второй
по счету трек в Одессе. Первый, на котором
тренировался Сергей Уточкин, находился
возле Одесской обсерватории. Знающие
люди даже сегодня могут заметить там
остатки виража. А вот от нашего трека
ничего не осталось.
– Кто был инициатором строительства трека?
–
Трек
был сооружен силами комсомольской
молодежи в 1924 году. Материалы возили на
тележках, все работы выполняли сами.
Сначала покрытие было глиняное,
утрамбованное и помазанное специальным
раствором. Где-то к 30-м годам его сделали
бетонным. Это было сооружение, которое
прослужило нам не один год и которому
мы все были очень благодарны.
– Много было желающих заниматься этим видом спорта?
–
Да
что вы говорите, масса людей просились
к нам в клуб! Порой приходилось даже
ограничивать количество участников в
соревнованиях, потому что неизвестно,
сколько бы занимали времени заезды,
если бы в них участвовали все желающие.
К нам записывались как парни, так и
девушки. При отборах я ходил по школам
и предлагал ребятам заниматься
велоспортом, а они сразу спрашивали: «А
велосипеды дадите?». Я говорил: «Дадим!».
И все вопросы сразу отпадали. Конечно,
обязательным условием было взять
подписку у родителей, что «так и так,
занимается на таком велосипеде» – то
есть на инвентаре.
– Как же так получилось, что велотрек был уничтожен?
–
Весной
1968 года на территории трека стали
появляться чужие люди, машины. Мы не
могли понять, что происходит, спрашивали,
кто и что, но слышали в ответ только
знакомое всем: «Так надо». Сначала решили
думать о хорошем, о том, что наш трек
будут совершенствовать. Продолжали
тренироваться. Но не тут-то было.
Последовал приказ: «Трек под снос. На
его месте воздвигнуть театр музыкальной
комедии». Несомненно, город нуждался в
таком культурном месте, но самое обидное,
что в результате благого дела был
уничтожен трек. Ничто не могло повлиять
на решение высших инстанций. Тогда
вообще было бесполезно что-то доказывать
партии. Так мы и лишились нашего трека,
который, между прочим, собирал немалое
количество болельщиков и пользовался
большой популярностью.
–
Неужели
так просто забрали у вас трек и ничего
не дали взамен?
–
Почему
же, дали. На наш счет были перечислены
деньги в размере ста тысяч рублей. Было
предложено место под строительство –
но оно так и не состоялось. И со стороны
нашего велосипедного клуба были
предложения построить трек, к примеру,
возле стадиона, находящегося рядом с
парком Ильича. Но тогда нам рассказали,
что это место нельзя использовать в
таких целях из-за находящегося под
парком старинного захоронения. Ближе
к 1980 году перечисленные деньги стали
утекать на счет готовившейся тогда
Олимпиады в Москве. Все запланированные
стройки в советских городах были
заморожены и все средства сконцентрировались
вокруг этого мероприятия.Чудом успели
достроить одесский Дворец спорта, крыша
которого как раз была закончена и
оставалась только внутренняя отделка.
–
Про
популярность. Несомненно, ее придавали
треку какие-то отдельные личности. Кого
Вы можете назвать из выдающихся одесских
гонщиков?
–
Среди
воспитанников Одесского трека можно
назвать таких великих гонщиков, как
Владимир Семенец – заслуженный мастер
спорта, олимпийский чемпион 1972 года,
Анатолий Яблуновский – вице-чемпион
мира, двенадцатикратный чемпион СССР,
Василий Яковлев – четырехкратный
участник Олимпиады, Михаил Рыбальченко
– заслуженный мастер спорта, сумевший
выиграть двенадцать этапов чемпионата
СССР по шоссе (его имя и спортивные
подвиги были внесены в книгу рекордов
Гиннеса), Сергей Камельков – шестикратный
чемпион СССР, Юрий Луполенко – рекордсмен
мира, Сергей Багмат – чемпион мира среди
юношей. Также очень важно назвать
Валентина Михайловича Генеймана, моего
первого тренера и наставника в этом
деле, а также его сына Вячеслава Генеймана,
у которого я тренировался позже. Все
эти люди внесли огромный вклад в развитие
велоспорта. Вот, к примеру, вышеназванный
Анатолий Яблуновский сегодня является
вицепрезидентом федерации велоспорта
Одесской области.
–
Как
Вы считаете, возможно ли возрождение
трековых традиций в Одессе?
–
Знаете,
может быть и да, но меня волнует вопрос,
кто будет заниматься воспитанием
гонщиков? Ведь цепочка почти утеряна.
Сегодня, несомненно, есть много
замечательных тренеров в других
дисциплинах велоспорта, а вот вряд ли
кто-то действительно сможет осилить
настоящий трек – ведь это совершенно
разные вещи. И самое главное, у нас больше
нет трека. Приятно то, что мой воспитанник
Алексей Федоров, который сегодня сам
тренирует ребят и организует соревнования
по таким дисциплинам, как кросс-кантри,
дуал-слалом, каждый год в июле месяце
проводит соревнования под гордым
названием «велотрековые» на стадионе
«Спартак». Конечно, этот стадион не
оснащен необходимыми виражами, полотно
его давно нужно заменить из-за больших
щелей и некоторых уничтоженных участков,
фактически ям. Но ребята все равно
приезжают на своих шоссейных или горных
велосипедах и участвуют, а спонсоры, и
я в том числе, стараемся поощрять их
призами.
От
автора В одном интернет-ресурсе за 30
января 2008 года было опубликовано
следующее: «До 2031 года в городе
запланировано построить новые плавательные
бассейны, катки, физкультурные комплексы,
стадионы, аквапарки. Будут сооружены
также велотрек, роликодром, ипподром,
центр водных видов спорта…». Читая
подобное, так хочется верить, что это
не просто слова.
Автор:
Комментариев нет:
Отправить комментарий