среда, 30 марта 2016 г.

Сигарные люди. Бальзак. - Табачные хроники

Утащил у ЖЖ пользователя CIGGAROS интересную статью о Бальзаке и Эвелиночке Ганской :)

Сигарные люди. Бальзак.



Открываю тематическую рубрику в своем ЖЖ, в которой буду писать об известных сигарных персонажах прошлого и настоящего. Истории жизни, занимательные факты и просто забавные эпизоды, связанные с сигарами и людьми, которые их любили курить. Первым пусть будет «неистовый француз», неутомимый любовник и даровитый писатель Оноре де Бальзак. Ему принадлежат слова, вложенные им в уста его героя: «Я люблю пачкать грязными башмаками ковры у богатых людей - не из мелкого самолюбия, а чтобы дать почувствовать когтистую лапу Неотвратимости» (Повесть «Гобсек», 1830). 

Появление этой рубрики именно здесь - такая же Неотвратимость. В первом посте я хочу рассказать о том периоде жизни Бальзака, который был связан с Россией. И в нем, конечно, не обошлось без женщины. Бальзак любил сигары, курил только их. Курить он начал довольно рано и большинство его романов написано под ароматный дым, помогавший ему сосредоточиться, а может и помогая рождать неповторимые сюжеты его книг. История не сохранила для нас названия его любимых марок. Но сигара была лишь фоном, на котором происходила совсем другая история…



Богатая аристократка из далекого украинского имения Верховня Эвелина Ганская появилась в жизни писателя случайно. Молодая и симпатичная женщина прочитала роман писателя «Шагреневая кожа» и то ли от скуки, то ли из-за желания как-то разнообразить свою однообразную провинциальную жизнь, написала благодарственное письмо автору. Письмо писали целым девичьим коллективом: в написании участвовали ее сестры и воспитательница единственной дочери Ганской мадмуазель Анриетта Борель.

Письмо было отправлено в Париж на адрес месье Бальзака. Оно было без обратного адреса, но Эвелина поставила на него свою печатку «Diis Ignotis» («Неведомым Богам»). Письмо легло на стол писателя 28 февраля 1832 года. Это было одно из сотен подобных писем, приходивших в адрес писателя со всей Европы от восторженных поклонниц. Не смотря на очевидную загруженность, Бальзак почти всегда отвечал сам на такие письма. Но как ответить на письмо без обратного адреса? Таинственная Незнакомка не оставила ему никаких координат. Но Бальзак был находчив – как раз к этому времени в типографии находился его роман «Сцены из частной жизни» и одна из новелл еще никому не была посвящена. Бальзак послал в типографию приказ: к новелле «Искупление» воспроизвести факсимиле печатки на первой странице и поставить дату 28.02.1832 – день, когда писатель получил это письмо.

Но его верная помощница и приятельница Зюльма Карро, помогавшая править корректуры произведений Бальзака, усмотрела в таинственной посланнице конкурентку и отменила распоряжение автора – факсимиле не вышло из печати вопреки пожеланию месье Бальзака. Мне думается, что мадам Ганская и не ждала ответа – это был экспромт и шалость, в противном случае она непременно оставила бы свой адрес. Но что-то, видимо, не давало покоя Эвелине – она пишет уже без сестер второе, а затем и третье послание маститому писателю. Пока это только забава, но она начинает ей нравится, увлекает ее, как и любую женщину, своей романтичностью и оригинальностью.

Тем более что ее пятидесятилетний муж уже не может ничего ей дать в данный момент для ее страстной плоти и развитого духа. Любопытство порождает изобретательность. Мадам Ганской захотелось вдруг познакомиться поближе с кумиром всех женщин Европы. Она делает решительный шаг – в очередном письме она сообщает писателю, что для подтверждения того, что писатель получил ее письма, пусть он разместит в парижской газете частное объявление от вымышленного имени. «Одно слово в «Котидьен» даст мне уверенность, что Вы получили мое письмо, и что я могу писать Вам без опасений. Подпишите свое объявление O. de B.»

В январе 1832 года она получила долгожданный ответ: в номере «Котидьен» от 9-ого января в рубрике «Частные объявления» она прочла: «Господин де Б. получил обращенное к нему письмо. Только сейчас он может подтвердить это при посредстве газеты и сожалеет, что не знает, куда направить ответ. O. de B.» Великий Оноре попался на крючок, а затем, как показала жизнь, запутался в этой женской ловушке, построенной из скуки, тщеславия и излишней экзальтации. К слову, в этот период Бальзак пребывал в затрудненном материальном положении, и ему как никогда хотелось соединить свою страстную натуру с судьбой богатой женщины.

После этого объявления госпожа Ганская решила по-настоящему вступить в переписку с великим французом. Однако она понимала, что письма из Парижа вызовут вопросы и непонимание у мужа. Тогда она решает, что письма будут приходить на имя гувернантки ее дочери мадмуазель Борель. Несчастная девочка-воспитательница невольно становилась соучастницей любовной игры, которую затеяла вероломная супруга за спиной своего мужа. Ганская выходит из тени и отправляет очередное письмо Бальзаку с обратным адресом. 

И вот, наконец, из Парижа приходит ответ. «Вы, которую я ласкаю, как сладостную иллюзию, - пишет Бальзак Незнакомке, - Вы, которая, как упование, проходит сквозь все мои мечты… Вы не знаете, что означает для поэта, когда в его одиночестве появляется столь сладостный образ, чьи контуры, именно потому, что они столь неясны и неуловимы, наполняют его таким восторгом». Он не получил от нее и четырех писем, не знает ее имени, не видел ее портрета, но в своем третьем письме он признается ей: «Я люблю Вас, Незнакомка! И это удивительное чувство – только естественное следствие моей всегда унылой и несчастной жизни… Если с кем-нибудь могло приключиться что-то подобное, то только со мной».

Конечно, трудно поверить, что творилось в душе писателя, вероятно, это были всего-навсего стандартные, умело составленные фразы, в сочинительстве которых Бальзак как романист имел огромнейший опыт, или, иначе говоря, отрывок из романа, сюжет которого придумал не он, а предоставила ему сама жизнь.

Вначале письма, отправленные Ганской в Париж, были лишь способом хоть как-то разукрасить свою скучную жизнь, но после ответа Бальзака мысли Ганской поменялись. Теперь после такого ответа мадам Ганской захотелось большего, чем просто выражение своих чувств на бумаге, она захотела увидеть воочию писателя и услышать те же комплименты из его уст. Такое же заочное знакомство вряд ли устраивало и самого писателя. 

Сама судьба соизволила вмешаться в этот начавшийся роман. В начале лета 1833 года супруги Ганские едут путешествовать в Европу. Анриетту также берут с собой, чтобы она сопровождала и оберегала дочь Ганских – Анну. Кроме этой официальной обязанности, ей вменялась и вторая, невидимая непосвященному оку – и дальше исполнять свои тайные обязанности посредницы в переписке хозяйки и Бальзака.

Первая остановка – Невшатель, куда Ганские прибывают и снимают «виллу Андре». Почему Невшатель? Во-первых, он расположен рядом с границей Франции, если Бальзаку захочется увидеться с прекрасной Чужестранкой, он сможет это сделать и ему не придется ехать слишком далеко. А во-вторых, - здесь живут родители Анритетты, вполне обоснованный аргумент, чтобы муж не заподозрил лишнего. Бальзак уже обо всем оповещен. Более того, ему приказывают остановиться в «Отель де Фобюр», разумеется, если он соизволит появиться в Невшателе. И он, проведя в дороге четверо суток, наконец приезжает, как и было условлено, в «Отель де Фобюр». Там в номере он находит вожделенное письмо, где ему предлагают на следующий день между часом и четырьмя по полудни явиться на бульвар и встретиться там со своим «любимым ангелом». А ведь он не знает ни имени, ни лица женщины, ради которой прибыл в этот провинциальный городишко.

И они встретились. Правда, «все эти пять дней проклятый муж не отставал от нас ни на секунду, переходя от юбки жены к моему жилету», - писал в последствии Бальзак своей сестре. Не обошлось и без вмешательства Антриетты: богобоязненная девица нарочно разъединяла возлюбленных. И все-таки, не смотря на все препятствия, Ганская приняла любовные изълияния Бальзака и даже под тенью раскидистого дуба дала себя поцеловать. Пять дней пролетели незаметно, Бальзак вернулся в Париж, чтобы снова окунуться в работу. Правда, в этот раз разлука была недолгой. Всего через три месяца он появился в Женеве в отеле «Дель Арк», где в номере нашел привет от Ганской – драгоценный перстень, в который была запаяна прядь изумительно черных волос. 

В Женеве Бальзак провел уже целых сорок четыре дня. В каждый из них он с полуночи до полудня проводил за работой, а по вечерам пытался сломить сопротивление женщины, которая не хотела ему отдаться. Наконец счастье улыбается Бальзаку, спустя четыре недели Ганская все же нарушает супружеский долг. А потом они не видятся целых восемь лет. Только письма, которыми они обмениваются, не дают угаснуть их отношениям, хотя со временем, они изрядно тускнеют. У Бальзака появляются новые увлечения, о чем Ганскую постоянно информируют ее парижские «доброжелатели»….

Ранним утром 5 января Бальзаку приносят письмо с черной печатью, в котором его извещают, что 10 ноября 1841 года граф Ганский скончался. Этот листок бумаги становится для писателя новой надеждой. Он снова начинает забрасывать Эвелину письмами, в которых просит разрешения приехать. Однако в письме от 21 февраля получает твердое «нет». Зато чуть позже она все же разрешает ему приехать, но встреча произойдет в Петербурге. 29 июля 1843 года после утомительного морского путешествия, Бальзак ступает на землю столицы Российской империи.

Как проходила встреча – сказать уже довольно сложно, как никак прошло целых восемь лет. Но то, что размолвки не произошло, а их связь окрепла говорят последующие события. Через полтора года Ганская снова захотела увидеть писателя и пригласила его в Дрезден. Рукописи был заброшены в ящик стола и Бальзак мчится на встречу. Пребывание в Германии не ограничилось Дрезденом, вместе с семейством Ганской они посещают Карлсруэ, потом Страсбург, они даже инкогнито едут в Париж. Затем они отправляются в Орлеан и Бурж. Он показывает им свой родной Тур. Оттуда они отправляются в круиз: Роттердам, Гаага, Антверпен, Брюссель. Из Брюсселя Бальзак едет в Париж. Но расставание было недолгим. Уже в сентябре он появляется в Баден-Бадене и проводит с семейством Ганской еще две недели. Потом были Лион, Авиньон, Марсель, Неаполь.

Бальзак теперь проводит с Ганской столько времени, сколько ему позволяет время и средства. Он словно старается наверстать упущенное. Не смотря на их очевидную близость, согласия на брак Ганская не дает – она постоянно находит отговорки. Она продолжала раздумывать даже будучи беременной. Ребенок рождается мертвым. Переломным становится 1847 год. Наконец в сентябре она приглашает Бальзака в свое имение Верховню, расположенное недалеко от Бердичева. Здесь он провел почти пять месяцев и не переставал восхищаться ослепительной роскошью и богатством. В феврале 1848 года дела вынудили Бальзака покинуть имение Ганской и он отправляется в Париж. Но уже в октябре снова приезжает.

Это путешествие принесло одни огорчения Бальзаку. Во-первых, он заболел, у него бронхит, да и сердце в прескверном состоянии. Во-вторых, между ним и Ганской все чаще стали происходить размолвки, в основном по поводу расточительности писателя. Его осмотрели лучшие врачи того времени и свои опасения не стали от него скрывать – его дни были сочтены. Не исключено, что этими опасениями они поделились и с мадам Ганской. И тогда расчетливая Ганская поняла, что ее замужество будет коротким, и вряд ли Бальзак в своем нынешнем состоянии сможет много промотать. Поэтому она решила исполнить последнее желание человека, добивавшегося ее руки и сердца столько лет. Тем более, что этот акт позволял ей связать свою жизнь с величайшим писателем и обеспечивал ей почти такое же бессмертие.

14 марта 1850 года в костеле святой Варвары в уездном городишке Бердичев состоялось венчание. Приглашенных не было. В качестве свидетелей были родственники ксендза и граф Мнишек, - зять Ганской. Счастье писателя длилось недолго. 18 августа, даже меньше чем через полгода, в 11 часов 30 минут вечера Бальзака не стало. В последние минуты жизни писателя при нем находилась только его мать. А жена спала в соседней комнате.

========================================================
Примечание: третья картина - не портрет Ганской, а портрет жены Россини  Олимпии Пелисье.

Комментариев нет:

Отправить комментарий